Судебный PR – современное оружие информационных войн (Часть 1)

13 декабря 2010 года

В Украину вошел новый термин – «Судебный PR». Однако поисковые системы выдают всего несколько ссылок на материалы, посвященные пониманию функции этого инструмента. Попробуем более тщательно разобраться в том, что такое Судебный PR, как и для чего он применяется.


 

Происхождению термина мы обязаны Западному миру:


Судебный PR (litigation public relations) — это управление процессами коммуникаций (информационного взаимодействия) в течение всего правового спора, конфликта, с целью воздействия на получаемый результат или ограждения от негативного воздействия репутации клиента и его бизнеса.


Также существует две концепции определения функций Судебного PR:

1. Судебный PR — это влияние на исход судебного дела с целью достижения более эффективного и быстрого решения в пользу клиента посредством оказания информационного и эмоционального давления на сторону обвинения, суд, присяжных, адвоката оппонентов, чиновников (Haggerty, 2003).


2. Судебный PR создан для защиты прав и репутации клиента до, во время и после судебного процесса. Судебный PR в данном случае похож на репутационный менеджмент (Haywood, 2002).


Обе эти концепции объединяет «судебный процесс», влиять на который призван Судебный PR.
Также можно считать, что Судебный PR является одним из направлений антикризисного, конфликтного PR.

Как мы отметили выше и как следует из самого термина - Судебный PR необходим для управления информационными потоками и мнением аудиторий в отношении определенного судебного разбирательства/разбирательств.


Теперь перейдем от теории к практике - рассмотрим эти аудитории и те функции, которые должны быть реализованы в проекте Судебного PR.


Суд, рассматривающий дело


Цели
• Максимально повысить «цену решения вопроса» для оппонента (в случае, если судья ангажируется взяткой – увеличение для него рисков и, как следствие, увеличение взятки до уровня экономической нецелесообразности);


• Донести позицию (судья тоже человек и может ошибаться);


• Информационное сопровождение околосудебных процессов (актуализация факта судебного заседания в контексте всего конфликта - судебный процесс является отдельным информационным поводом в проекте конфликтного PR).


Описание аудитории

Суд является обособленной ветвью власти, существующей по своим законам, которые корректируются имеющимся законодательством. Образ мышления судьи однозначен и полярен («профессиональная деформация») – он четко видит, где «черное» а где «белое». Естественно, ему наиболее близки юридические категории и витиеватый законодательный слог. Важный момент: не стоит забывать, что судья тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо.


События последних лет наглядно продемонстрировали нам, что слова «суд» и «коррупция» могут являться синонимами. Подобная практика сложилась из-за непрозрачности системы назначения судей на должности, в результате которой практически каждый судья имеет определенную протекцию в вышестоящих структурах и, как следствие, начинает свою карьеру с коррупционного действия. Однако судья всегда отдает себе отчет при участии в коррупционных схемах.


Судьи имеют «цеховую солидарность» и стараются максимально оградить своих коллег от всевозможных проблем. Однако в настоящее время, когда идет «зачистка» судебного корпуса, многие судьи находится под пристальным вниманием Высшего совета юстиции, Совета судей и других органов, призванных влиять на эту ветвь власти.


Методика работы

Определенный уровень закрытости судебного корпуса сформировал в этой среде высокую скорость распространения слухов. Уровень значимости слухов зависит от результата, который может быть достигнут при реализации слуха в реальности. Формирование слуха происходит на основании данных из разных источников. Наиболее предпочтительным источником является вышестоящая от оперируемого суда структура. Также судьи мониторят специализированные издания, которые формируют мнение в юридической сфере. Общественное мнение становится критичным для судьи только в случае организации максимальной реакции общественности (см. аудиторию «Широкая общественность»)


Инструментарий
• Забастовки под судом и вышестоящими органами (с обязательной передачей обращения к главам учреждения и сопровождением СМИ);


• Публикации в отраслевых судебных и юридических СМИ (желательно дополнять мнениями экспертов - по ситуации и по определенным законодательным нарушениям, целевое распространение в коллективе суда и в вышестоящих инстанциях);


• Распространение слухов и мнений в вышестоящих организациях (как через знакомых, так и «креативными» методами – занесением листовок в организации, роспись стен, целевые письма, рассылки по электронным адресам, забастовки и т.д.);


• Подготовка и распространение компромата на судью (подробней см. аудиторию «Вышестоящие над оперируемым судом организации»).


Пример*
«Тройка» Высшего хозяйственного суда должна рассматривать дело. Два судьи, кроме председателя «тройки», однозначно «заряжены» оппонентом. Председатель находится на отдыхе и должен попасть в страну в день заседания по делу.


В аэропорту судью встречают люди, которые вручают ему публикацию в авторитетном издании по поводу предстоящего дела (целевое донесение объективной информации).


Предварительно в интернете распространении компромат на остальных судей «тройки». Компромат попадает в вышестоящие организации. Идет активное обсуждение в web 2.0 на основании публикаций в специализированных СМИ (создание эффекта «осуждения общественностью).


Перед зданием суда стоит демонстрация работников предприятия - стороны конфликта, общественных организаций (создание эффекта «привлеченного внимания общественности» для работников суда).


Чтобы принизить имидж «заряженных» судей, в туалетах суда подкупленной уборщицей развешана туалетная бумага с фотографиями судей «тройки» (принижение статуса судей среди коллег).


Председатель «тройки» со всем вниманием отнесся к рассматриваемому делу и поддержал ходатайство об отводе судей.


*Приведенные примеры являются собирательными, из практики партнеров Агентства конфликтного PR – /PR i Z/




Вышестоящие над оперируемым судом организации


Цели
• Повышение «цены вопроса» для оппонентов (внимание этой аудитории увеличивает риски для судьи);


• Отстранение «неугодного» судьи вплоть до снятия его с должности;


• Часть общей PR-стратегии.


Описание аудитории
К вышестоящим организациям следует отнести надсудебные структуры – Высший совет юстиции, Совет судей, ряд комитетов Верховной рады а также силовые органы, призванные бороться с коррупцией и другими нарушениями закона. Все эти организации во многом переплетены всевозможными связями (в т.ч. и коррупционными) с судами, однако иногда бывают и периоды острых противоречий.


В современных реалиях назначение судьи на должность, зачастую, происходит по протекции из рассматриваемых нами вышестоящих инстанций. Однако личные связи с представителями судейского корпуса тщательно скрываются.
Также представители этих структур могут оказывать давление на судей с целью получения необходимого решения.
Данная аудитория в гораздо большей степени обращает внимание на мнение широкой общественности, чем судьи. Большое значение для них имеют высказывания представителей госструктур, в особенности вышестоящих.


Методика работы
Для начала рассмотрим аудитории, разделив их на т.н. «руководителей» и «исполнителей» - представителей низшего звена в иерархии, выполняющих техническую работу. К примеру – оперуполномоченных или помощников глав комитетов ВР. Под технической работой подразумевается подготовка всевозможных документов, аналитических справок, мониториг происходящего. Учитывая то, что они же будут готовить материалы по проекту для руководства, необходимо максимально упростить им эту работу и предоставить возможность получить качественные справки и легкий доступ до необходимой им информации.


Поскольку руководству данных структур важно мнение общественности, следует им его предоставить (см. «Широкая общественность»). Не менее значительна и работа по очернению имиджа судей, находящихся под протекцией того или иного представителя данной аудитории. Комментарии относительно сложившейся ситуации со стороны представителей вышестоящих также привлекают внимание и стимулируют необходимую реакцию.


Инструментарий
• Подготовка и распространение справки по конфликту (ляжет в основу аналитических справок, которые будут готовить силовые структуры а также помощники представителей данной аудитории);


• Забастовки под судом и вышестоящими органами;


• Обращения от различных организаций, в т. ч. и общественных, с просьбой вмешаться в конфликт (в формате «открытых писем», дополняя обязательным распространением через СМИ);


• Подготовка и распространение компрометирующих материалов против судей, против их патронов в данной аудитории (только в случае 100% гарантии, что они поддерживают оппонентов);


• PR может быть и креативным, с нотками издевки: в зависимости от психотипа - карикатуры, смешные ролики, шаржи, анекдоты;


• Оптимизировать поисковые слова в сети Интернет (SEO), чтобы по названиям организаций, именам оппонентов, третьим лицам отображались необходимые материалы.


Пример
Рейдеры получили поддержку одного из руководителей силовых структур (назовем его Х). Он предоставил им своих работников - специалистов по недружественным поглощениям и оказывал давление на судей.


В сети Интернет была распространена справка по конфликту, она же целевым образом доставлена во все госструктуры.


Подготовлен и размещен ряд компрометирующих материалов на судью и группу чиновника. Информация донесена до всех представителей данной целевой аудитории.


Под стенами суда, силовой структурой и Верховной радой проведен ряд митингов работников предприятия и представителей общественных организаций с последующими пресс-конференциями и принятием открытых обращений. Открытые обращения распространены в СМИ.


Создан комитет «жертв Х».


Учитывая то, что Х претендовал на более высокую должность и такой общественный резонанс мог помешать ему в реализации задуманного, он отказался от поддержки рейдеров и перестал давить на судей.

 

Продолжение читайте на этой неделе.


Захар Чистяков
Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/

Источник: ИАЦ Publicity

Наши новости

Аферисты-коллекторы сменили вывеску и продолжают пугать украинцев

31 мая 2018 года

Скандальная компания «Вердикт Коллекшн» сменила вывеску на «Смарт Коллекшн» и продолжает пугать украинцев, выбивая долги любыми методами. Два года назад редакция 368.media уже писала, как группа компаний «Вердикт» незаконными методами вымогала деньги у граждан.

Киевстар защищает конфиденциальность данных клиентов и обжалует решение АМКУ о наложении штрафа

28 ноября 2017 года

24 ноября 2017 АМКУ опубликовал информацию о принятии решения о наложении штрафа на Киевстар в размере 54 тыс за не предоставление информации.

Организация управления земельным банком компании: как обезопасить основной производственный актив

10 апреля 2017 года

Слить топливо, подменить удобрения, сэкономить семена - это так, мелочи, хотя и такое воровство наносит заметный ущерб агрокомпании. Бывают и более серьезные случаи: намеренное внесение изменений в земельные карты с целью "отхватить" часть чужой земли, юридически неправомерное оформление аренды земли, вмешательство в государственные реестры и замена владельца.

Юристы обсудят принудительный выкуп акций миноритариев

15 февраля 2017 года

16 февраля, состоится открытая дискуссия: «Законопроект № 2302а-д: экспертиза и подготовка ко второму чтению», организованная Комитетом АЮУ по корпоративному праву.

Конфликтные новости

"Укргаздобыча" заказала рекламу своих достижений на 10 миллионов. Прайс и перечень СМИ

Страна

17 октября 2018 года

ПАО "Укргаздобыча" 8 октября по результатам тендера заказало ООО "Сигма Уа" рекламных услуг на 9,95 миллионов гривен. Об этом сообщают "Наши гроши" со ссылкой на систему ProZorro.

“Украинской бирже” понравился обыск СБУ

Укррудпром

17 октября 2018 года

Биржевой совет АО “Украинская биржа” прокомментировала обыск, который был проведен сотрудниками СБУ в офисе компании 11 октября. Соответствующее заявление опубликовано на сайте Украинской биржи.

Аукцион по продаже ТРЦ Gulliver провалился

FinClub

17 октября 2018 года

Аукцион по добровольной продаже банками прав требований по кредитным договорам, в обеспечении которых находится ТРЦ "Гулливер", не состоялся.

В "Нафтогазе" заявили, что, несмотря на мировое соглашение с "Киевтеплоэнерго", будут судиться за неустойку

Страна

16 октября 2018 года

Мировое соглашение, подписанное между НАК "Нафтогаз Украины" и КП "Киевтеплоэнерго", которое касается долговых обязательств компании "Киевэнерго", не предусматривает списание неустойки. Об этом сообщает пресс-служба НАК на официальной странице в Twitter.